Статья в журнале "Адукацыя i выхаванне", 12/2021
Алёна Валентиновна Прокопович,
педагог социальный социально-педагогического центра г. Пинска
Деятельность социально-педагогического центра по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки замещающим семьям
Семья — это узорчатая паутина.
Невозможно тронуть одну её нить,
не вызвав при этом вибрации всех остальных.
Невозможно понять частицу
без понимания целого.
Диана Сеттерфильд
В статье рассматривается проблема оказания профессиональной помощи замещающей семье в вопросах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализированы основные формы взаимодействия замещающих родителей и специалистов, сопровождающих данную категорию семей. Показано, что наиболее эффективными формами взаимодействия замещающих родителей и их воспитанников является вовлечение в совместную деятельность через проведение различного рода мероприятий.
The article deals with the problem of providing professional assistance to a substitute family in the upbringing of orphans and children left without parental care. The main forms of interaction between substitute parents and specialists accompanying this category of families are analyzed. It is shown that the most effective forms of interaction between substitute parents and their pupils is involvement in joint activities through various kinds of events.
Ключевые слова: замещающая семья, профессиональное сопровождение замещающих семей, социально-педагогическая поддержка замещающих семей.
Keywords: substitute family, professional support of substitute families, socio-pedagogical support of substitute families.
Приоритетными направлениями государственной политики в Республике Беларусь по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются соблюдение и расширение их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в общество, реализовать которые позволит развитие института замещающей семьи [1; 2]. Нельзя не согласиться с утверждением, что ребёнок должен воспитываться в семье. Будет она родной или приёмной — не столь значимо, важно, чтобы ребёнок чувствовал родительское тепло и любовь, ощущал поддержку взрослого, закреплял в сознании портреты благополучного семейного взаимодействия [3].
До недавнего времени основной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были учреждения интернатного типа, выходя из которых большинство выпускников не могли успешно адаптироваться к самостоятельной жизни, были не в состоянии решать многие проблемы без поддержки взрослых. Опыт показывал, что даже лучшие интернатные учреждения и детские дома не могут подготовить воспитанников к полноценной самостоятельной жизни. Даже те из них, кто имел различные способности и таланты, не могли порой найти себе достойного применения в дальнейшей жизни. Эти дети составляют определённую группу, которая без помощи и поддержки государства и иных социальных институтов не способна адаптироваться в современном обществе.
Сегодня в Беларуси семейные формы устройства детей-сирот обеспечивают наиболее благоприятные условия для их комплексного развития.
В настоящее время создана и законодательно закреплена целостная система защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приёмная семья является одной из форм устройства, воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4]. Создаются и активно пропагандируются детские дома семейного типа. Семья не только предоставляет ребёнку оптимальные возможности для формирования личности, но также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создаёт предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, помещённый в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, впоследствии они сами смогут стать «эффективными» родителями. В нашей стране успешно функционирует система работы различных государственных структур с замещающей семьёй.
Развитие ребёнка в ситуации семейного неблагополучия, потеря биологической семьи — это тяжелейшие травмы для него, которые оказывают серьёзное влияние на формирование личности и её социального опыта. Переживание горя от потери семьи, чувство вины, волнение за себя и своё будущее, одиночество — вот далеко не весь перечень чувств, которые испытывает ребёнок, направляясь в замещающую семью.
Социально-педагогическое и психологическое сопровождение профессиональных замещающих семей заключается в том, чтобы помочь приёмным родителям, родителям-воспитателям, членам их семей, ребёнку организовать гармоничную совместную жизнедеятельность. Комплексное сопровождение включает диагностику состояния и развития ребёнка, поиск способов преодоления трудностей, эффективных путей развития и социализации, организацию постоянной помощи ребёнку в решении его проблем, а также поддержку семьи.
Социально-педагогические центры обеспечивают сопровождение замещающих семей на этапах их создания и развития. Основные цели сопровождения — компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребёнком, создание позитивного образа семьи, реализация воспитательных программ. Следует помнить, что ребёнок разносторонне включается в общество, обладая лишь теоретической подготовкой к жизни в макросоциуме. Происходит его адаптация к условиям жизни в семье, к приёмным родителям и их родным детям, к другим приёмным детям (например, в домах семейного типа), к обучению в новом учреждении образования. Причём трудности испытывают не только дети, но и приёмные родители.
В рамках сопровождения детей из семей замещающего типа можно выделить круг проблем, которые препятствуют их успешной социализации и требуют коррекции в первую очередь, а именно:
-
трудности адаптации учащихся в новом классном коллективе (не секрет, что дети в приёмных семьях нередко отличаются сложным характером);
-
негативное или подозрительное отношение родителей обычных учащихся к их совместному обучению с детьми из семей замещающего типа;
-
отсутствие взаимопонимания между педагогами и приёмными родителями (либо родители требуют особого отношения к детям, либо учителя подчёркивают особенное отношение, причём не всегда положительное);
-
дети зачастую педагогически запущены, несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития, имеют трудности в обучении.
Исходя из обозначенных проблем, основным принципом деятельности социально-педагогического центра по оказанию психолого-педагогической помощи замещающей семье является организация сотрудничества с ней в интересах ребёнка, а главные цели сопровождения — максимально возможная интеграция семьи и ребёнка в социум, их поддержка в самостоятельном решении проблем. Основные задачи:
-
оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников;
-
поддержка ребёнка в преодолении трудностей периода адаптации в новой семье, возрастных кризисов развития, учебных трудностей, оказание помощи в выборе образовательного маршрута;
-
поддержка ребёнка в установлении взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, помощь в решении конфликтных ситуаций;
-
развитие психолого-педагогической компетентности и педагогической культуры замещающих родителей.
Психолого-педагогическая помощь включает следующие этапы:
1 этап — приглашение к сотрудничеству семей с приёмными детьми, начиная с раннего возраста детей. Семья изначально посещается на дому, осуществляется оценка детско-родительских отношений и психологического климата в семье. Формируется целостное представление о самочувствии воспитанника в замещающей семье, определяется, насколько полно реализуются потребности ребёнка.
2 этап — диагностика интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер приёмных детей. Как правило, дети уже имеют в анамнезе психологическую травму, не всегда положительный опыт нахождения в интернате и, проходя период адаптации в приёмных семьях, испытывают дискомфорт и тревожность в ситуации диагностики. Поэтому для нивелирования такого состояния требуется корректный подход специалиста к проведению исследований и кропотливая работа по разъяснению причин «особого» внимания к личности ребёнка. По каждому из этих аспектов делаются выводы, насколько успешно развивается ребёнок, как он учится, нравится ли ему в школе, насколько положительно воспринимает себя и свою жизненную ситуацию.
3 этап — просветительская и психопрофилактическая работа с педагогическим коллективом школы и родителями-воспитателями. По результатам психодиагностических исследований психолог знакомит участников образовательного процесса с особенностями детей, оставшимися без родительской опеки. Уточняются выявленные проблемы. Определяются направления коррекционной работы, если таковая требуется. На данном этапе возможно проведение тренингов детско-родительских отношений, занятий с психологом мамы-воспитателя или обоих супругов (женщины острее воспринимают признаки неблагополучия в семье, легче принимают поддержку, мужчин сложнее привлечь к терапии, заставить признать неудачу, поражение).
4 этап — коррекция затруднений. При необходимости психолог составляет индивидуальные коррекционные программы и осуществляет коррекцию.
5 этап — повторная диагностика, оценка эффективности проведённой работы. Критерии эффективности работы:
-
надёжность устройства ребёнка в семью;
-
положительная динамика развития ребёнка (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, социального развития);
-
удовлетворённость ребёнка и приёмной семьи;
-
способность родителей снижать психологическое напряжение в семье;
-
повышение успеваемости ребёнка.
6 этап — оценка эффективности деятельности, исходя из результатов диагностической работы. Для этого используются, например, анкетирование родителей и детей «Комфортность пребывания в семье», опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер), тест «САН» (разновидность опросников состояний и настроений) (В. Б. Шарай и М. П. Мирошников), проективные рисуночные методики «Моя семья» (Г. Т. Хоментаускас), «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич), методика «Межличностные отношения ребёнка» (Рене Жиль), тесты на определение уровня тревожности, опросник агрессивности (А. Басс и А. Дарки), самооценки, результаты социометрического исследования и др.
Сопровождение замещающих семей обязательно включает визиты специалистов управления по образованию, социально-педагогического центра, учреждений образования, сотрудников других ведомств. К условиям эффективного сопровождения замещающей семьи относятся готовность приёмных родителей к преодолению неизбежных трудностей; желание сотрудничать как со специалистами, так и с другими замещающими семьями; знание основ детской психологии; готовность оказать ребёнку поддержку в сложный период адаптации к новым жизненным условиям. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию у ребёнка адекватного поведения, предотвращению опасности вторичного социального сиротства.
Среди наиболее популярных форм работы специалистов социально-педагогического центра г. Пинска с замещающими семьями — заседания учебно-методического объединения приёмных родителей, клуба «Тепло души», ведение «Книги жизни» и др. С 2018 года введены в практику методические уроки с приёмными родителями, интерактивный круглый стол, мастер-классы по обмену опытом с замещающими родителями Брестской области, информационно-просветительская работа с общественностью и педагогическими сотрудниками, групповые и индивидуальные занятия с выпускниками по подготовке к самостоятельной жизни. Изменения в количестве приёмных семей и детских домов семейного типа в Пинске с 2014 по 2021 год представлены на рисунке.
Примечание. ДДСТ — детский дом семейного типа.
Рисунок — Изменения в количестве приёмных семей и детских домов семейного типа в Пинском районе
На базе социально-педагогического центра г. Пинска с целью повышения профессионального уровня замещающих семей для развития положительных результатов в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводятся заседания учебно-методического объединения. Тематика заседаний планируется исходя из запросов приёмных родителей и родителей-воспитателей (запросы изучаются в конце учебного года) с учётом анализа контингента воспитанников в данных семьях и возникающих проблем в их воспитании. Например, «Учебная мотивация как необходимое условие эффективного обучения ребёнка в замещающей семье», «Профилактика употребления воспитанниками приёмных семей и ДДСТ психоактивных веществ», «Психологическая безопасность детей в социальных сетях» и др.
При организации мероприятий методического и просветительского характера мы привлекаем к сотрудничеству специалистов управления по образованию и учреждений образования города, психологов Межрайонного психоневрологического диспансера, врачей Пинской центральной поликлиники, специалистов центра дружественного подросткам и молодёжи «Надежда» и др. с целью повышения профессионального уровня замещающих родителей в вопросах воспитания, обучения воспитанников, а также проведения разъяснительной и профилактической работы с несовершеннолетними по недопущению совершения противоправных действий, ведению здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, повышению мотивации к учебной деятельности и т. д.
Специалисты социально-педагогического центра сотрудничают с учреждениями образования района, проводят просветительскую и разъяснительной работу с педагогами, классными руководителями учащихся из замещающих семей.
С целью сплочения коллектива профессиональных замещающих семей, обмена информацией, активного отдыха детей в нашем учреждении действует клуб приёмных родителей «Тепло души». Он был создан для повышения психолого-педагогической культуры и родительской компетентности замещающих семей. На его базе проводятся праздники, конкурсы, выставки, экскурсии, фестивали семейного творчества. Например, спортивный праздник ко Дню семьи «Здоровый Я — здоровая страна!», мастер-класс по изготовлению новогодних украшений, праздничная программа, посвящённая 8 Марта «Любимым, нежным и прекрасным посвящается…», фестиваль семейного творчества «Талант рождается в семье» и др. На заседаниях клуба семьи имеют возможность делиться своими проблемами с коллегами, находящимися в такой же жизненной ситуации, обмениваться опытом, проводить досуг вместе с детьми. Например, творческая мастерская «Подарим семью каждому ребёнку» (изготовление буклетов), разговор по душам «Семейный уют» или «В узком кругу поговорим о детях», вечер вопросов и ответов «Клуб замещающих родителей приглашает друзей» и др.
Обязательным для приёмных родителей стало ведение «Книги жизни» взятых под опеку детей. Это дневник жизни каждого приёмного ребёнка, состоящий из описаний, фотографий, документов, а также всевозможных иллюстраций, сделанных им вместе с родителем-воспитателем. Незнание детьми собственного прошлого вызывает определённые трудности в их эмоциональном и социальном развитии. «Книга жизни» даёт возможность приёмному ребёнку не только сохранять связь с прошлым, но и думать о будущем, находить в себе ресурсы для реализации жизненных стремлений.
С замещающими семьями в индивидуальном порядке проводятся методические уроки с целью повышения профессионального педагогического уровня каждого родителя по актуальным темам («Создание и выполнение плана развития приёмной семьи и ДДСТ (детского дома семейного типа)», «Создание и ведение “Книги жизни”», «Роль приёмного родителя в рекламировании семейных форм жизнеустройства»).
Заседания интерактивного круглого стола с приглашением специалистов различных ведомств, приёмных родителей, воспитанников даёт возможность выявить затруднения и проблемы подростков и выпускников, снизить степень тревожности, повысить уровень правовой культуры воспитанников и замещающих родителей.
Активно проводится информационно-просветительская кампания, направленная на распространение семейных форм жизнеустройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с недостаточным количеством кандидатов в приёмные родители специалисты центра взаимодействуют со средствами массовой информации по созданию видеороликов, видеосюжетов, статей о замещающих семьях, в том числе в газету «Домой», размещают объявления на сайте учреждения об активизации работы по информированию населения о семейных формах жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью создания резервных семей и распределения в них несовершеннолетних. Например, в марте 2021 года аудиозапись с таким содержанием звучала в городских автобусах, а на остановочном пункте города был размещён баннер соответствующей тематики. Это способствовало увеличению количества обращений граждан для прохождения специального курса подготовки кандидатов в приёмные родители.
Важным направлением работы специалистов центра является подготовка воспитанников из замещающих семей к самостоятельной жизни, выявление их профессиональных предпочтений и организация профессионального самоопределения, так как будущая профессия и возможность трудоустройства для этой категории детей будут гарантом их успешной социализации во взрослой жизни.
Так, можно заключить, что деятельность специалистов социально-педагогического центра по сопровождению замещающих семей и оказанию им психолого-педагогической поддержки должна быть сосредоточена на ребёнке, на его внутреннем состоянии и отношении к окружающим. Помощь должна быть долгосрочной, постоянной и систематичной, необходим чёткий план по развитию и реабилитации каждого ребёнка. Кроме того, сопровождение должно осуществляться командой единомышленников. Очень важно, чтобы на протяжении многих лет одна и та же команда специалистов помогала ребёнку, поддерживала его связь «между прошлым и будущим», оказывала ему помощь в кризисных ситуациях. Поэтому создание социально поддерживающей сети семьи — важный фактор успешной социализации и адаптации приёмных детей и, безусловно, поддержки замещающих родителей.
Таким образом, социально-педагогическую поддержку приёмных семей сегодня следует рассматривать как важнейшее направление и условие развития института замещающего родительства. Это форма профессионального взаимодействия с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, принятых на воспитание в замещающую семью.
Сопровождение замещающей семьи осуществляется в разные периоды её развития и обязывает специалистов центра знать историю жизни каждого ребёнка и его эмоционально-психологическое состояние. Данная деятельность предполагает комплексный подход, в рамках которого, опираясь на личностные ресурсы и ресурсы социальной сети, замещающая семья получает услуги социально-психологического, социально-педагогического, профессионально-трудового, медико-социального и организационно-управленческого характера для сохранения, восстановления или расширения сферы жизнедеятельности, преодоления (профилактики) ребёнком ситуации социальной дезадаптации, его подготовки к самостоятельной жизни и труду и максимально возможной интеграции в общество.
Список использованных источников
-
Формы жизнеустройства [Электронный ресурс] / Управление по образованию администрации Центрального района г. Минска. — Режим доступа: http://centrspc.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=12021. — Дата доступа: 02.11.2021.
-
О замещающих семьях [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://parspc.minskedu.gov.by/замещающие-семьи/о-замещающих-семьях. — Дата доступа: 10.10.2021.
-
Алтынцева, Е. Н. Социально-педагогическая поддержка замещающих семей: пособие для специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, специалистов социально-педагогических учреждений. Минск, Национальный институт образования, 2017. — 205 с.
-
Мартынова, В. В. Воспитание в замещающей семье : пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, специалистов социально-педагогических учреждений, органов охраны детства, замещающих родителей. Минск, Национальный институт образования, 2018. — 167 с.